Анализ стихотворения Ахматова…

Анализ стихотворения Ахматова Уединение. Связь с лермонтовский пророком

  1. насколько я знаю, в нете мало анализов на что-то конкретное. либо есть, но зарыто гдето глубоко. легко можно найти только очень распространнные стихи Пушкина... а вот с Ахматовой... проще самой сделать, я тебе говорю. и ещ связь с пророком.. . проще самой.
  2. Cтихотворение " Уединение ", написанное в 1914 году:

    Так много камней брошено в меня, -
    Что ни один из них уже не страшен,
    И стройной башней стала западня,
    Высокою среди высоких башен.
    Строителей ее благодарю,
    Пусть их забота и печаль минует,
    Отсюда раньше вижу я зарю,
    Здесь солнца луч последний торжествует.
    И часто в окна комнаты моей
    Влетают ветры северных морей,
    И голубь ест из рук моих пшеницу.. .
    А недописанную мной страницу,
    Божественно спокойна и легка,
    Допишет Музы смуглая рука.

    Конечно, и образ искусства как некоей высокой башни, поднимающей поэта над мирской суетой, и представление о священной его природе, превосходящей слабые человеческие силы, сразу же заставляют вспомнить тех жрецов чистого искусства, которые пытались уйти от людей и мира. Однако, несмотря на мотив избранничества, безусловно звучащий в этом стихотворении, нельзя не обратить внимания на то страстное благодарение жизни, которое звучит здесь у Ахматовой . Под башней, надо полагать, она подразумевала скорее всего опыт жизни, горькие и тяжкие уроки судьбы, которые в конце концов все же помогают нам смотреть на мир умудренными и далеко видящими глазами.

    Во всяком случае потребность в высокой точке зрения, охватывающей время и пространство, здесь выразилась достаточно отчетливо, хотя и не без оттенка болезненной рефлективности. Уединение, воспетое поэтессой, - это уход не столько от жизни вообще, сколько от легкого и праздного существования; оно отныне и навсегда отвергается поэтом, ступившим в иной, более зрелый и высокий круг жизни. Некоторые стихи "Белой стаи", посвященные искусству, его роли и назначению, свидетельствуют о том, что, хотя Ахматова и была в те годы далека от понимания социальной природы искусства, все же мысль о существовании моральных обязательств художника перед обществом уже и тогда настойчиво входила в ее творчество.

    __________________________________

    Отношения "Бог - пророк" сменяются у Лермонтова оппозицией "пророк - люди".
    Необходимо обратить внимание на стилистику стихотворения. От высокого (книжного) стиля, наполненного церковнославянизмами, в лермонтовском "Пророке", конечно, остатся несколько слов: "Вечный Судия", "завет Предвечного"... Однако употребление подобных слов подчас весьма показательно и своеобразно: в "очах" людей читаются порок и злоба (стилистический контраст тесно связан со смысловым) , "каменьями" бросают в пророка "ближние"; "старцы" не верят в божественное предназначение героя стихотворения и самолюбиво поучают детей презирать его.
    Романтические мотивы тесно переплетаются в этом стихотворении с библейскими: традиционная противопоставленность романтического героя и толпы перерастает в философское осмысление темы пророка, его обречнности на непонимание, его "вневременности".

    Одиночество - никто не выразил его в русской поэзии сильнее Лермонтова. Здесь и жар горящего пламени, и горе безысходности.
    Но ведь само по себе уединение не так и страшно. Мы знаем, что пустынники специально уединялись для духовных упражнений, для более тесного единения с Творцом. Греховно уныние в одиночестве. Такое уединение безблагодатно.

    ссылка заблокирована по решению администрации проекта

    --------------------------------------------------------------

    Вам только сопоставить эти материалы, это нетрудно; общее у поэтов - ощущение избранничества, уединние для Ахматовой и Лермонтова - необходимость уйти от непонимания, для осмысления своего предназначения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *