Люблю тебя, булатный мой кинжал, Товарищ светлый и холодный. Задумчивый грузин на месть тебя ковал, На грозный бой точил черкес свободный.
Лилейная рука тебя мне поднесла В знак памяти, в минуту расставанья, И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла, Но светлая слеза - жемчужина страданья.
И черные глаза, остановись на мне, Исполненны таинственной печали, Как сталь твоя при трепетном огне, То вдруг тускнели, то сверкали.
Ты дан мне в спутники, любви залог немой, И страннику в тебе пример не бесполезный: Да, я не изменюсь и буду тверд душой, Как ты, как ты, мой друг железный.
Примерный план анализа лирического произведения 1.Кем и когда написано стихотворение? 2.Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость. 3.Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к . и т д.) . Тематическое разнообразие лирики ( пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др. ) 4.Главные образы или картины, созданные в стихотворении. 5.Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы) . 6.Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя. 7.Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя. 8.Средства поэтического языка ( изобразительные средства языка, особенности лексики ). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя внутреннего повествователя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.) . Некоторые композиционные приемы : пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения. 9.Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно идея стихотворения 10.Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.