Анализ стихотворения лермонтова «кинжал»

анализ стихотворения лермонтова "кинжал"

  1. http://a4-format.ru/pdf_files_bio2/47b32116.pdf - анализ здесь
  2. Люблю тебя, булатный мой кинжал,
    Товарищ светлый и холодный.
    Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
    На грозный бой точил черкес свободный.

    Лилейная рука тебя мне поднесла
    В знак памяти, в минуту расставанья,
    И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,
    Но светлая слеза - жемчужина страданья.

    И черные глаза, остановись на мне,
    Исполненны таинственной печали,
    Как сталь твоя при трепетном огне,
    То вдруг тускнели, то сверкали.

    Ты дан мне в спутники, любви залог немой,
    И страннику в тебе пример не бесполезный:
    Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
    Как ты, как ты, мой друг железный.

    Примерный план анализа лирического произведения
    1.Кем и когда написано стихотворение?
    2.Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
    3.Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к . и т д.) . Тематическое разнообразие лирики ( пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др. )
    4.Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
    5.Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы) .
    6.Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
    7.Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
    8.Средства поэтического языка ( изобразительные средства языка, особенности лексики ). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя внутреннего повествователя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.) . Некоторые композиционные приемы : пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.
    9.Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно идея стихотворения
    10.Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *