Объясните, пожалуйста, что такое "высокая болезнь" и где мы встречаем этот образ у Пастернака?
Татьяна, в 1924 году в журнале ЛЕФ печатается поэма Высокая болезнь, в которой Б. Пастернак пытается выразить свое понимание Октябрьской революции. ____ Высокая болезнь
Мелькает движущийся ребус, Идет осада, идут дни, Проходят месяцы и лета. В один прекрасный день пикеты, Сбиваясь с ног от беготни, Приносят весть: сдается крепость. Не верят, верят, жгут огни, Взрывают своды, ищут входа, Выходят, входят, идут дни, Проходят месяцы и годы. Проходят годы, все в тени. Рождается троянский эпос. Не верят, верят, жгут огни, Нетерпеливо ждут развода, Слабеют, слепнут, идут дни, И в крепости крошатся своды.
В поэме замечательного поэта и переводчика Б. Пастернака "Высокая болезнь" отразились его размышления не только о сложном времени начала XX века, но и о природе искусства, о непростом назначении поэта. Исторически уже сложилось так, что люди искусства пропускают через себя боль и проблемы эпохи и тем самым как бы раскрывают, обнажают их, делают более доступными для понимания следующих поколений.
Поэма "Высокая болезнь" вся построена как бы из фрагментов воспоминаний и раздумий автора, в которых отразилось его отношение к происходящим событиям, к людям. Намеренная разорванность, внутренняя динамика повествования позволили поэту передать ход и ритм времени, неукротимое движение исторического процесса.
Сбиваясь с ног от беготни, Приносят весть: сдается крепость. Не верят, верят, жгут огни, Взрывают своды, ищут входа, Выходят, входят, идут дни, Проходят месяцы и годы.
Жизнь, окружающая поэта, полна не только величия, но и смуты, беспокойства, страданий, неуверенности в завтрашнем дне. Это переходное время, когда "рождается троянский эпос". Однако, с другой стороны, Пастернаку понятна вся беспощадность века, когда действительность больше похожа на содом, когда многие, не умея разобраться с новшествами эпохи, бросались "от книг на пики и на штыки", когда не дает покоя "сосущий клекот лихолетья", принося то голод, то разруху, то болезни.
Призвание поэта, который часто первым чувствует приближающиеся изменения и по-другому, чем обычные люди, на них реагирует, Пастернак называет "высокой болезнью". Поэт и другие творческие личности всегда общались с миром на равных, и это налагало на них огромную ответственность всегда быть честным перед временем и собой ("я не рожден, чтоб три раза смотреть по-разному в глаза"), они не имеют права даже на случайные ошибки.
Пастернак говорит и о трагичности положения поэта, который во времена грозной смены событий иногда вынужден выступать не в роли активного деятеля, а в роли пассивного свидетеля, летописца истории. Поэтому он называет свое творчество "музыкой во льду", "музыкою чашек, ушедших кушать чай во тьму глухих лесов":
Мы были музыкою мысли, Наружно сохранявшей ход. Но в стужу превращавшей в лед Заслякоченный черный ход.