Объясните пожалуйста что такое…

Объясните, пожалуйста, что такое "высокая болезнь" и где мы встречаем этот образ у Пастернака?

  1. Татьяна, в 1924 году в журнале ЛЕФ печатается поэма Высокая болезнь, в которой Б. Пастернак пытается выразить свое понимание Октябрьской революции.
    ____
    Высокая болезнь

    Мелькает движущийся ребус,
    Идет осада, идут дни,
    Проходят месяцы и лета.
    В один прекрасный день пикеты,
    Сбиваясь с ног от беготни,
    Приносят весть: сдается крепость.
    Не верят, верят, жгут огни,
    Взрывают своды, ищут входа,
    Выходят, входят, идут дни,
    Проходят месяцы и годы.
    Проходят годы, все в тени.
    Рождается троянский эпос.
    Не верят, верят, жгут огни,
    Нетерпеливо ждут развода,
    Слабеют, слепнут, идут дни,
    И в крепости крошатся своды.

    Мне стыдно и день ото дня стыдней,
    Что в век таких теней
    Высокая одна болезнь
    Еще зовется песнь.
    дальше - здесь http://pasternak.niv.ru/pasternak/stihi/126.htm
    ____

    В поэме замечательного поэта и переводчика Б. Пастернака "Высокая болезнь" отразились его размышления не только о сложном времени начала XX века, но и о природе искусства, о непростом назначении поэта. Исторически уже сложилось так, что люди искусства пропускают через себя боль и проблемы эпохи и тем самым как бы раскрывают, обнажают их, делают более доступными для понимания следующих поколений.

    Поэма "Высокая болезнь" вся построена как бы из фрагментов воспоминаний и раздумий автора, в которых отразилось его отношение к происходящим событиям, к людям. Намеренная разорванность, внутренняя динамика повествования позволили поэту передать ход и ритм времени, неукротимое движение исторического процесса.

    Сбиваясь с ног от беготни,
    Приносят весть: сдается крепость.
    Не верят, верят, жгут огни,
    Взрывают своды, ищут входа,
    Выходят, входят, идут дни,
    Проходят месяцы и годы.

    Жизнь, окружающая поэта, полна не только величия, но и смуты, беспокойства, страданий, неуверенности в завтрашнем дне. Это переходное время, когда "рождается троянский эпос". Однако, с другой стороны, Пастернаку понятна вся беспощадность века, когда действительность больше похожа на содом, когда многие, не умея разобраться с новшествами эпохи, бросались "от книг на пики и на штыки", когда не дает покоя "сосущий клекот лихолетья", принося то голод, то разруху, то болезни.

    Призвание поэта, который часто первым чувствует приближающиеся изменения и по-другому, чем обычные люди, на них реагирует, Пастернак называет "высокой болезнью". Поэт и другие творческие личности всегда общались с миром на равных, и это налагало на них огромную ответственность всегда быть честным перед временем и собой ("я не рожден, чтоб три раза смотреть по-разному в глаза"), они не имеют права даже на случайные ошибки.

    Пастернак говорит и о трагичности положения поэта, который во времена грозной смены событий иногда вынужден выступать не в роли активного деятеля, а в роли пассивного свидетеля, летописца истории. Поэтому он называет свое творчество "музыкой во льду", "музыкою чашек, ушедших кушать чай во тьму глухих лесов":

    Мы были музыкою мысли,
    Наружно сохранявшей ход.
    Но в стужу превращавшей в лед
    Заслякоченный черный ход.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *